Hi-End акустика

Hi-End акустика

Реклама

Содержание ✓

Для устройства в квартире домашнего кинотеатра или даже студии необходимо самому себе задать два вопроса – как и с помощью чего улучшить акустические характеристики помещения, комнаты, квартиры, дома и как не дать звуку выйти из помещения? При этом любителям музыки и кино придётся бороться с «врождёнными» недостатками типовых многоквартирных зданий.

Если вы бывали в пустой, ещё не отремонтированной квартире, то наверняка обращали внимание на гулкое эхо, мешающее даже обычной беседе. Особенно этот эффект заметен в домах из железобетона. Дело в том, что многократное отражение звуковой волны акустически «жёсткими» поверхностями порождает так называемое порхающее эхо, а собственный резонанс конструкций усиливает «бубнение». Это ведёт к катастрофическому искажению первичного звука. Ясно, что получить удовольствие от прослушивания любимых музыкальных произведений и просмотра фильмов без коррекции акустики здесь не удастся.

Другая проблема—звукоизоляция.

В панельных и блочных домах стены между квартирами способны сдерживать звук речевого диапазона громкостью не более 55 дБ. В старых зданиях с кирпичными и блочными перегородками ситуация зачастую ещё хуже, так как шум «просачивается» через щели и пустоты в швах кладки.

Междуэтажные перекрытия отличаются большей толщиной, поэтому значение индекса изоляции воздушного шума Rw у них выше (до 65 дБ). Однако через эти конструкции (как, впрочем, и стены) могут передаваться в соседнее помещение вибрации от громкоговорителей и низкочастотные звуки (последние вообще очень трудно погасить).

Современные аудиосистемы даже на половинной громкости «выдают» до 70 дБ и не жалеют басов. Таким образом, если проигнорировать вопрос звукоизоляции, не избежать конфликтов с соседями. Сразу оговорим, что изолирующие конструкции, установленные со стороны источника звука, гораздо эффективнее тех, что находятся снаружи.

Улучшение акустической среды и изоляция звука — связанные друг с другом задачи, вот только способы их решения далеко не всегда одинаковы. Однако при обустройстве домашнего кинотеатра необходимо одновременно исправить акустику и улучшить звукоизоляцию. Это вполне возможно, но, чтобы понять, как это сделать, надо познакомиться с особенностями акустических материалов и конструкций.

Какие нужны (необходимы) строительные материалы для устройства домашнего кинотеатра или студии

Шумопоглощающие плиты

Материал предназначен для борьбы с воздушным шумом и уменьшения времени реверберации, хотя иногда его используют и при возведении конструкции чернового пола, чтобы изолировать интенсивные ударные и вибрационные нагрузки. Плиты делают из базальтового и стеклянного волокна, технического войлока, древесных волокон, льна и т. д. Принцип «действия» материала заключается в том, что звуковая волна при прохождении через множество мелких пор теряет энергию за счёт трения.

Для звукоизоляции лучше использовать не обычные утеплители, а специализированные продукты, такие как «ЗвукоЗащита» («Сен-Гобен Строительная Продукция Рус»), «Акустик Баттс» (Rockwool), «Шуманет-БМ» (Acoustic Group). Эти изделия отличаются несколько лучшим шумопогло-щением за счёт увеличенной демпфирующей способности и большего числа открытых пор. Важно, чтобы со временем они не уплотнялись и не теряли форму. Поэтому одним из главных требований к этим материалам является формостабильность.

Основные недостатки большинства шумопоглотителей в том, что они могут служить лишь заполнением каркасных конструкций (а последние увеличивают толщину отделочного слоя и стоимость ремонта) и, кроме того, выделяют вредные для здоровья летучие вещества и (или) твёрдые частицы. Поэтому шумопоглощающие плиты обычно требуется «укутывать» в непроницаемые плёнки.

Читайте также: Звукоизоляция потолка своими руками – фото, инструкция

Акустические панели и плиты

Это особый тип отделочных материалов для стен и потолков. Производят подобные изделия компании Armstrong, Ecophon, КНАУФ, LETO, Parafon, OWA, Rockfon и др.

Существуют два основных вида акустических панелей — однослойные и двухслойные. Первые изготовляют из прессованного минерального волокна, металла, твёрдых ДВП (MDF), гипсокартона, обычных и газонаполненных пластмасс (пенополиуретана, пенополистирола).

Однослойные перфорированные панели (их толщина составляет 0,5-20 мм) используют главным образом в качестве облицовки каркасных и подвесных конструкций в сочетании с мягкими шумопоглощающими матами. Благодаря наличию отверстий такая облицовка не отражает звуковые волны (а значит, не создаёт эха), а пропускает их к шумопоглотителю. Впрочем, некоторые изделия, например панели толщиной 20-40 мм из прессованного минерального или растительного волокна с насечкой или поролоновые панели с рассеивающими неровностями, сами по себе неплохо гасят звук.

Двухслойные панели и плиты состоят из твёрдой перфорированной облицовки и шумопоглощающего пористого либо упругого демпфирующего слоя. Например, основа плит «КНАУФ-Акустика» — это перфорированные гипсокартонные листы, на тыльную сторону которых наклеено нетканое полимерное полотно, снижающее эффект эха.

Выбор цветов и фактур акустических панелей довольно широк: их покрывают эмалями разных цветов (некоторые изделия допускают самостоятельную окраску), облицовывают декоративными плёнками и натуральным шпоном. Перфорация на поверхности может быть практически незаметной (например, при диаметре отверстий 0,1 мм) либо видимой, причём отверстия делают как круглыми, так и квадратными либо заменяют узкими щелевидными прорезями. Заметим, что форма отверстий, а также характер поверхности панелей влияют на частотный спектр шумопоглощения (скажем, изделия с рельефом в форме пирамидок хорошо гасят высокие и средние частоты).

Акустически прозрачные ткани

Их выпускают фирмы Gutermann, Drapilux, Vicoustic и др. Этот материал иногда используют вместо панелей — ими драпируют каркасные шумопоглощающие конструкции на стенах и потолке. С помощью тканей можно также скрыть громкоговорители, расположенные на полках или подвешенные к потолку.

Демпфирующие прокладки

Материал хорошо изолирует ударный шум. И этой группе относятся листы из агломерированной пробки, тонкие маты из пенополиэтилена или модифицированного каучука, мягкие ДВП. Прокладочные материалы применяют в том числе для гашения вибрации от колонок, способной передаваться стенам и перекрытиям.

Акустические натяжные потолки

Натяжные потолки с акустикой выполняют ту же функцию, что и тонкие однослойные акустические панели: закрывают слой шумо-поглощающего материала, закреплённый на ограждении. Подобные системы есть, например, в ассортименте компании Clipso, выпускающей натяжное бесшовное полиэфирное полотно с микроперфорацией (около 250 тыс. отверстий на 1 мг). Подчеркнём, что использование такого полотна даст ощутимый результат лишь при условии, что за ним будет расположен слой шумопоглотителя (для крепления последнего к перекрытию потребуется соорудить особый каркас).

Акустические герметики

Их используют для создания виброгасящих прослоек в местах примыкания звукоизолирующих и акустических конструкций (обшивок и перегородок) к капитальным стенам и перекрытиям. Такими герметиками, как, например, «Вибросил» (Acoustic Group) и Professional Acoustical Sound Sealant (Titebond), рекомендуется также уплотнять стыки звукоизолирующих панелей. Особые герметики, а точнее нетвердеющие вязкоупругие компаунды (например, Green Glue), позволяют создать промежуточный виброгасящий слой (0.5-3 мм) между двумя листами гипсокартона при обшивке стен.

Устройство домашнего кинотеатра, студии – как все сделать правильно и получить хороший звук

Для улучшения акустики и звукоизоляции домашнего кинотеатра важны не столько свойства применяемых при отделке материалов, сколько конструктивные решения. Акустические (в нашем случае — они же звукоизолирующие) конструкции монтируют на стенах и на потолке комнаты. Кроме того, требуется уложить демпфирующий «ковёр» на нижнее перекрытие, установить особую дверь, а иногда и окна. Приведём несколько примеров. Обшивку стен, как правило, монтируют на каркасе (обрешётке). Его можно изготовить из обычных металлических профилей для гипсокарто-на, однако некоторые специалисты советуют использовать только деревянные бруски (ДО х ДО и ДО х 50 мм). Элементы каркаса следует крепить к стенам, полу и потолку через демпфирующие прокладки из пробки, резины или специальных мембран, например Tecsound. Желательно также притягивать бруски к бетону через резиновые шайбы. Всё это нужно для того, чтобы вибрация от облицовки не передавалась несущим конструкциям, а через них в соседние помещения. Идеальный вариант — вообще не связанный со стеной независимый каркас, однако данное решение связано со слишком большим проигрышем в площади комнаты: чтобы обеспечить жёсткость обшивки, придётся в 1,5-2 раза увеличить сечение стоечных брусков.

Пространство между брусками обрешётки заполняют шумопоглощающими матами, а затем поверхность затягивают плёнкой, проклеивая стыки скотчем для пароизоляции (обычный может со временем отклеиться). Далее каркас обшивают акустическими панелями или перфорированными гипсокартонными листами либо двумя слоями гипсоволоконных листов, склеенными друг с другом не-твердеющим полимерным составом.

Стены: изоляция воздушного шума

звукоизоляция кирпичной стены

Схема 1: Звукоизоляция тонкой кирпичной перегородки: каркас делают из направляющих и стоечных профилей (1), к стене его крепят с помощью прямых подвесов (2). Между каркасом и стеной прокладывают шумопоглощающие плиты (3), а затем обшивают конструкцию двумя слоями ГКЛ или ГВЛ (4)

Не стоит изнутри отделывать стены домашнего кинотеатра звукоизоляционными панелями, такими как ЗИПС (Acoustic Group), так как их лицевая поверхность слишком интенсивно отражает звук. Подобные «сэндвичи» предназначены для изоляции воздушного шума, приходящего из-за пределов защищаемого помещения. Также не принесёт желаемого результата использование тонких материалов, приклеенных либо напылённых прямо на стену: этим способом можно корректировать акустику только в больших залах, а улучшить звукоизоляцию вообще не удастся.

Также ссылка по теме: Правильная звукоизоляция дома, коттедж, квартиры

Потолок также очень важен для создания комфортной акустической среды. Лучше всего смонтировать подвесную систему, причём крепить её каркас к плите перекрытия нужно с помощью виброразвязывающих подвесов. Результаты испытаний показывают: чем больше относ фальшпотолка от перекрытия, тем лучше конструкция гасит низкочастотный звук. Чтобы значительно повысить шумопогтющение на высоких и низких частотах, используют акустические потолочные панели в сочетании с мягкими пористыми плитами. Последние при этом укладывают на обратную сторону панелей в процессе монтажа либо приклеивают к плите перекрытия. Если высота комнаты невелика, то придётся обойтись без каркаса и подвесов, а вместо этого приклеить к перекрытию финишные шумопоглощающие плиты из пенополиуретана, пенополистирола или вспененного меламина.

В помещении, где установлена мощная аудиоаппаратура, необходимо устроить плавающий звукоизолирующий пол. При этом под бетонную стяжку укладывают плотные маты из минерального волокна толщиной не менее 50 мм или лист из пористой резины (20-25 мм). Слой звукоизоляции заводят на стены на высоту стяжки.

Сабвуфер и фронтальные громкоговорители должны находиться примерно на уровне головы слушателя. Специалисты не рекомендуют подвешивать их на стены, так как это вызывает специфический гул (за счёт резонанса). Одно из популярных решений — возведение подиума для колонок.

Конструкция должна включать не менее двух виброразвязывающих слоев. Возможен, например, такой вариант: уложить на пол слой агломерированной пробки толщиной 8-12 мм, затем соорудить деревянный каркас, обшить боковины и заполнить пустоты минеральной ватой.

После этого подиум накрывают фанерой, сверху приклеивают ещё один слой пробки, а поверх него укладывают (опять на клей, без жёсткого крепления к каркасу) финишное покрытие.

Звукоизоляционные двери делают из двух или трёх слоев облегчённых ДСП с прокладками из пробки, резины или пенополиэтилена. Дверь оснащают двумя или тремя контурами уплотнения, а в нижний торец полотна врезают выдвижной порожек. Стоимость дверей этого типа стартует от 35 тыс. руб.

В комнату не должны проникать посторонние звуки с улицы. А как быть, если дом стоит поблизости от оживлённой улицы?

Придётся приобрести шумозащитные окна, оснащённые особыми стеклопакетами — двухкамерными с внешним стеклом толщиной 6 мм (вместо Д мм).

Обычно на черновые работы по отделке домашнего кинотеатра уходит в 2-3 раза больше времени и средств, чем в случае с обычной жилой комнатой тех же размеров. Создание акустических конструкций требует внимания к деталям и особых навыков, поэтому поручить обустройство лучше мастерам, имеющим опыт таких работ.

Читайте также: Барная стойка своими руками

Характеристики и параметры шумопоглощающих плит

Важная характеристика шумопоглощающих плит и акустических панелей — коэффициент звукопоглощения, обозначаемый «аw» (альфа). Его измеряют и вычисляют в соответствии с европейскими стандартами ISO 354 и ISO 11654. Величина может принимать значение от 0 до 1 (0 означает отсутствие поглощения, то есть полное отражение звуковой волны; 1 — полное звукопоглощение). Иногда вместо коэффициента а приводят американский NRC (Noise Reduction Coefficient). Его значение отличается от значения aw как минимум на несколько сотых из-за разницы в методике расчётов. Чем выше коэффициент звукопоглощения материалов, применяемых при обустройстве помещения, тем меньше окажется время реверберации. В просторных залах и аудиториях есть даже опасность настолько приглушить звук, что задние ряды ничего не услышат. Однако в небольшой домашней студии этого не стоит опасаться и лучше приобрести материалы с максимальным (0,6 и более) значением a. Увы, иногда значения коэффициентов aw и NRC вводят потребителей в заблуждение. Дело в том, что нередко производители проводят испытания не самих материалов, а акустических конструкций, созданных с их использованием.

Чтобы звук был хорошим

Даже в очень маленькой комнате не таи уж трудно добиться приемлемого звучания домашней аудиосистемы. Для этого необходимо выполнить следующие рекомендации специалистов.

Расстояние от колонок до находящейся за ними стены должно составлять или Уз, или Уз от расстояния до противоположной стены. Если это сделать невозможно, то за колонками на стене следует поместить слой шумопоглощающего материала толщиной не менее 40 мм.

Колонки устанавливают на равном расстоянии от боковых стен.

Оптимальная высота расположения динамиков — 1,2-1,5 мот пола.

Расстояние между колонками выбирают экспериментальным путём, сдвигая и раздвигая их. Для тестирования звучания системы при этом лучше всего подойдёт вокальная музыка.

Создать эффект объёмного звучания в домашнем кинотеатре помогут тыловые громкоговорители.

Если вы хотите скрыть колонки, установите £М потолочную встраиваемую систему. Предпочтение следует отдать моделям с поворотными динамиками, позволяющими оптимизировать звук в зоне прослушивания.

Акустическое проектирование

Некоторые компании оказывают услуги по акустическому проектированию. Они производят измерения на объекте, находят оптимальное место для громкоговорителей и рассчитывают требуемое шумопоглощение для каждой поверхности и зоны комнаты. Затем изготовляют акустические модули для стен и потолков, причём в одном помещении используют панели разной конструкции и толщины. Это позволяет добиться очень хорошей акустики, но, к сожалению, стоят подобные работы недёшево (от 12 тыс. руб. за 1 мг отделываемой поверхности).

Потолок: Акустическая подготовка

акустическая потолочная конструкция

Акустическая потолочная конструкция: к перекрытию крепят обрешётку (1), устанавливают шумопоглощающие плиты (2), закрывают их плёнкой (3), а затем — акустически прозрачной тканью (4)

Виды шума

Специалисты по строительной акустике традиционно разделяют шум на воздушный и ударный (последний иногда называют структурным). Воздушный шум порождается колебаниями источника в воздушной среде, ударный является результатом механического воздействия на твёрдую преграду и распространения вибрации по ней.

Воздушный шум с трудом преодолевает стены и перегородки из тяжёлых материалов (кирпича, бетона), так как его интенсивности обычно недостаточно, чтобы раскачать такую преграду. Зато он легко проникает сквозь щели и отверстия. Поэтому борьба с воздушным шумом предполагает максимальную герметизацию помещения.

Структурный шум способен «пропутешествовать» по всему дому, передаваясь связанными друг с другом конструкциями. Породить его могут не только шаги или работа строительного инструмента, но и поставленные на пол или вплотную к стене громкоговорители, вибрирующие с низкой частотой. С этим видом шума хорошо справляются сравнительно тонкие (3-10 мм) демпфирующие прокладки.

Читайте также: Общие принципы звукоизоляции квартиры

Акустика домашнего кинотеатра – как все происходит?

Когда идущая по воздуху звуковая волна сталкивается с ограждающей конструкцией, то частично отражается, частично проходит насквозь, частично поглощается. Кроме того, звук раскачивает преграду, заставляет её вибрировать и излучать волны низкой частоты в помещение и за его пределы. При обустройстве домашнего кинотеатра важно учесть следующее.

Если стены в основном отражают звук, это хорошо для звукоизоляции и плохо для акустики.

Если значительная часть волн проходит сквозь ограждение, это снизит звукоизоляцию.

Чем больше звукопоглощающая способность ограждения, тем лучше и для акустики, и для звукоизоляции.

Чем выше модуль упругости материала стен, тем хуже и для акустики, и для звукоизоляции. Специалисты считают помещения с железобетонными стенами наименее пригодными для музыкальных целей.

Худшее с точки зрения акустики помещение — кубическое, так как в нём отражённые волны сходятся в центре и накладываются друг на друга.

Как бороться с эхом

Избавиться от эха, то есть снизить интенсивность отражённых волн и уменьшить время реверберации (убавить гулкость помещения), можно тремя основными способами.

Рассеять звуковую волну с помощью потолочных кессонов, колонн, рельефных облицовок и т. п. Эти конструкции возводят как из плотных (дерево, MDF), так и из специальных пористых материалов (акустический поролон и др.).

Снизить интенсивность звуковых волн у стен и потолка с помощью волокнистых материалов — плит из минеральной ваты, мягких ДВП, войлока и т. п. Способностью гасить энергию звуковых волн обладает и мягкая мебель, заполненная, например, пенополиуретаном.

Демпфировать звуковые колебания, применив при отделке комнаты (в качестве лицевого или промежуточного слоя) материалы с малым значением модуля упругости — листы из пробки, газонаполненных пластмасс, пористой резины и т. п. Правда, эффект при этом способе намного слабее, чем при использовании шумопоглотителей.

К сведению планирующих устроить домашний кинотеатр или студию в доме:

  1. При обустройстве домашнего кинотеатра необходимо использовать «гибридные» конструктивные решения, позволяющие одновременно исправить акустическую среду (то есть улучшить восприятие звука от громкоговорителей) и звукоизолировать комнату.
  2. Кессонный потолок не только улучшает акустику, но и преображает интерьер.
  3. Для коррекции акустики в любых помещениях можно применять волнистые и ребристые конструкции из гипсокартона, а также рельефные панели из пенополистирола, пенополиуретана и поролона. Звуковая волна разбивается о неровности на поверхности этих изделий, благодаря чему уменьшается время реверберации (затухания звука).
  4. Щелевые акустические панели выглядят более привлекательно, чем изделия с круглыми отверстиями, и не менее успешно «гасят» эхо на средних частотах.
  5. Системы подвесных потолков позволяют спрятать в надпотолочном пространстве шумопоглощающие плиты. Акустические сэндвич-панели сани обладают звукопоглощающими свойствами. Перфорированные ГКЛ подойдут для акустической обработки стен и потолка.
  6. Акустическая обработка необходима и для потолка, и для стен домашнего кинотеатра, однако плюс потолочных конструкций в том, что они не «съедают» полезную площадь комнаты. Между тем подвесные системы — акустические и карнизные звукоуловители — способны погасить значительную часть отражённых волн.
  7. Звукоизолирующие конструкции отличаются от корректирующих акустику тем, что при возведении первых допускается использовать отражающие материалы, например обычные (перфорированные) листы гипсокартона и гипсоволокно.
  8. Иногда изолирующая способность перегородки оказывается настолько плоха, что, несмотря на поглощающие конструкции, установленные в домашнем кинотеатре, звук всё же проникает в соседнее помещение. Тогда со стороны этого помещения на стене приходится монтировать дополнительную звукоизоляцию, однако надо учесть, что даже при толщине 100 мм она снизит воздушный шум всего на 8-10 дБ.
  9. Едва ли не главный элемент любой акустической конструкции — узел крепления к стене или перекрытию. Эти крепления не должны передавать вибрации от отделочного слоя ограждению и наоборот. Простейший виброразвязанный узел для подвесного потолка можно изготовить с помощью двух резиновых шайб. На стенах нетрудно подложить под детали обрешётки полосы из ППЭ, а под шляпки дюбелей — резиновые шайбы. Есть в продаже и готовые крепления, например «Виброфлекс».
  10. При звукоизоляции перекрытий специалисты рекомендуют уложить на плиту демпфирующий материал, например пенополипропилен, а поверх него — шумопоглощающие маты из минеральной ваты. Затем отливают железобетонную стяжку пола.
  11. Минераловатные плиты тщательно подгоняют друг к другу, а вдоль стен устраивают бортик из того же материала на высоту стяжки.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ШУМОПОГЛОЩАЮЩИХ ПЛИТ

Название Материал Толщина,

мм

Плотность, кг/м3 Коэффициент звуко­поглощения (а  или  NRS) Цена, руб./м2 «Акустик Баттс» (Rockwool) Каменная вата 50-200 45 а 0.7-0,99 От 105 «ЗвуноЗащита» (Сен-Гобен Стрительная Продукция Рус») Стекловолокно 50,100 10 aw 0,7-0.85 От 98 «Шуманет-БМ» (Acoustic Group) Базальтовая вата 50 40 NRS 0.9 235 «Шуманет-СК» (Acoustic Group) Стекловолокно 50 30 NRS 0,9 235 PureOne (URSA) Минеральная вата на акриловом связующем 50 11 — От 50

ХАРАКТЕРИСТИКИ АКУСТИЧЕСКИХ ПАНЕЛЕЙ

Название Материал Толщина,

мм

Плотность, кг/м3 Коэффициент звуко­поглощения (а ) Цена,

руб./м2

Ecophon Acutex-T Прессованное стекловолокно 20 240 В составе акустических конструкций — до 0,99 От 1450 Haradesign Fine (Haradesign) Древесные волокна 15,25 190 0,5 и 0,7 1050 Mappysil(Mappi) Вспененный полиамид 30 и 70 30 0,47 и 0,62 От 790 Decor Acoustic

(Acoustic Group)

MDF + вискоза 17 650 (MDF) и 70 (вискоза) В составе акустических

конструкций — до 0,9

От 7300 Flexy Panel (Vicoustic) Вспененный меламин 50,75 Нет данных 0,7-0,8 От 7000 Isotek

(IsoTek Systems)

Вспененный меламин 10,20,30,

40, 50, 100

8-11 0,4-0,75 От 1200


Автор: В.Григорьев

Реклама

Ниже другие записи по теме "Как сделать своими руками - домохозяину!"

Как сделать своими руками хороший звук фото. Поделитесь новостью Как сделать своими руками хороший звук с друзьями!
Как сделать своими руками хороший звук 40
Как сделать своими руками хороший звук 18
Как сделать своими руками хороший звук 5
Как сделать своими руками хороший звук 78
Как сделать своими руками хороший звук 5
Как сделать своими руками хороший звук 50
Как сделать своими руками хороший звук 89
Как сделать своими руками хороший звук 31
Как сделать своими руками хороший звук 77
Как сделать своими руками хороший звук 7
Как сделать своими руками хороший звук 11
Как сделать своими руками хороший звук 51
Как сделать своими руками хороший звук 91
Как сделать своими руками хороший звук 3
Как сделать своими руками хороший звук 48
Как сделать своими руками хороший звук 28
Как сделать своими руками хороший звук 40
Как сделать своими руками хороший звук 50
Как сделать своими руками хороший звук 45
Как сделать своими руками хороший звук 4